ВЫБОР ТРУБНЫХ ПОНТОНОВ
Поплавки производятся из специальных двустенных профилированных труб. Применяемый в этих трубах полиэтилен высокой плотности (ПНД, HDPE) является оптимальным сырьем для изготовления: химически нейтральный, легкий по весу и по обработке, с одной стороны достаточно жесткий, но в то же время и эластичный, обладает положительной плавучестью. Поплавки из него не ржавеют, не обрастают, выдерживают значительные нагрузки.

При выборе понтонов для конструкций рекомендуется обращать внимание на три основных показателя: грузоподъемность, длина и диаметр поплавков.
Грузоподъемность (ГП) одного трубного поплавка - это вес, который способен выдержать понтон, погрузившись при этом на определенную глубину. При этом собственный вес понтона с крепежом уже учтен в расчете ГП и повторно вычитать его не требуется. Грузоподъемность всегда рассчитывается с небольшим запасом.
Для расчета общей грузоподъемности, например, причала из суммы ГП всех поплавков необходимо вычесть только вес каркаса и настила.
Обычно рассчитывается для нескольих уровней (высота крепежа не входит в расчет):
- уровень невмерзания в лед - до 50% (1/2),
- максимальный рабочий уровень - до 90-95%
- промежуточный (технический) - 67% (2/3).
Грузоподъемность всегда расчетная, так как может изменятся в зависимости от характеристики воды (морская, речная) и веса конкретных материалов.
Справа показана визуализация осадки понтона на примере простого причала с одинарной рамой. Высота над зеркалом воды в значительной мере зависит так же от высоты самой рамы и настила.
Понтоны диаметрами от 600, 700, 900, 1000, 1200 и далее до 2400 мм. изготавливаются в соответствии с требуемой длиной до 13,5 м. Стоимость такого рода изделий, а также стоимость модифицированных понтонов рассчитывается отдельно.
Характеристики грузоподъемности типовых понтонов представлены в таблице справа ►


Диаметр (D) (усл.) мм. |
Длина (L) (усл.) м |
Длина фактич., м | Вес поплавка, кг. |
Грузоподъемность** при погружении, кг | ||
на 50% (1/2) | на 2/3 | MAX | ||||
250 | 6 | 5,8 | 21,2 | 97 | 129 | 193 |
315 | 2 | 1,93 | 12,2 | 50 | 67 | 100 |
3 | 2,9 | 17,4 | 75 | 101 | 151 | |
6 | 5,8 | 33,3 | 152 | 203 | 304 | |
400 | 2 | 1,93 | 17,8 | 81 | 108 | 162 |
3 | 2,9 | 25,9 | 122 | 163 | 244 | |
6 | 5,8 | 50,2 | 245 | 327 | 490 | |
500 | 3 | 2,9 | 40,4 | 189 | 252 | 378 |
6 | 5,8 | 75,4 | 381 | 508 | 762 | |
630 | 2 | 1,93 | 41,1 | 204 | 272 | 408 |
3 | 2,9 | 53,3 | 302 | 402 | 603 | |
6 | 5,8 | 105,2 | 605 | 807 | 1210 | |
800 | 2 | 1,93 | 65,0 | 319 | 426 | 639 |
3 | 2,9 | 96,6 | 479 | 638 | 958 | |
6 | 5,8 | 191,8 | 960 | 1280 | 1920 | |
1000 | 2 | 1,93 | 92,3 | 510 | 680 | 1019 |
3 | 2,9 | 137,4 | 764 | 1018 | 1527 | |
6 | 5,8 | 273,7 | 1531 | 2041 | 3062 | |
1200 | 2 | 1,93 | 127,4 | 749 | 998 | 1497 |
3 | 2,9 | 190,0 | 1122 | 1495 | 2243 | |
6 | 5,8 | 379,0 | 2248 | 2997 | 4495 |
Для диаметров свыше 1200 расчет грузоподъемности осуществляется индивидуально в зависимости от конкретных характеристик проекта, наличие крепежа, переборок и пр.
ПРИМЕР РАСЧЕТА
Для подбора поплавков по грузоподъемности, например, для причала необходимо расчитать вес рамы, настила, а так же определится с максимальным весом, на который конструкция будет рассчитана.
Например, небольшой причал 2х6 метров. Вес рамы и настила из импрегнированного бруса и террасной доски составляет 450 кг. Предполагается, что максимальный полезный вес (2-3 человека + оборудование 100кг.) составит 350 кг. Тогда необходимо выбрать поплавки с суммарной грузоподъемностью 800 кг.
Возможно несколько вариантов:
Вариант 1. (экономный): Два поплавка D400xL6000. Грузоподъемность MAX = 1000 кг. Грузоподъемность для зимы = 460 кг.
Вариант 2. (наилучший): Два поплавка D500xL6000. Грузоподъемность MAX = 1560 кг. Грузоподъемность для зимы = 700 кг.
Вариант 3. (для лета): Три поплавка D315xL6000. Грузоподъемность MAX = 930 кг. Грузоподъемность для зимы = 400 кг. - понтон погрузится чуть ниже середины понтона.
ВАРИАНТЫ УЗЛОВ КРЕПЛЕНИЯ
Выбор того или иного варианта крепления зависит от назначения конструкции, материала каркаса, высоты расположения настила относительно поверхности воды, нагрузка и диаметра поплавков.
Ниже представлены различные варианты крепежа трубного поплавка и рамы конструкции.
В зависимости от диаметров понтонов, расстояния между ними, конструкции рамы, назначения боковой крепеж, которым понтоны соединяются между собой по длинной стороне, может иметь различное решение: листом, трубой и пр.
Примеры торцевого и бокового крепежа ниже.
Пример использования Т-образного крепежа и жесткого соединения поплавков между собой
Т-образный крепеж для параллельного соединения поплавков
Пример 2 усиленного крепежа тип А на гладкой трубе при крепеже бруса
Усиленный Т-образный крепеж и вариант торцевого соединения
Вариант размещения крепежа типа А для крепления рамы и оборудования сбоку
Трубные поплавки d400 с изготовленными под заказ крепежами
Дополнительные рекомендации

Трубные поплавки позволяют собирать плавучие конструкции круглогодичной эксплуатации. В зимнее время рекомендуется обслуживать конструкцию: очистка от снега и обколка льда. При этом необходимо контролировать осадку понтона, чтобы она не превышала максимальную для зимы.

При установке причалов, пирсов в местах, где возможен ледоход, рекомендуется убирать конструкции на этот период из воды. Или иным способом ограждать от движущегося льда. Идуший по воде лед сносит не только пластиковые причалы, но и бетонные.

При расчете количества крепежа для прочности каркаса рекомендуем шаг 1-1,5 метра, в противном случае необходимо будет увеличивать толщину несущих элементов каркаса.

Трубные понтоны обладают высокой грузоподъемностью, но при конструировании причала и других конструкций учитывайте потенциальную возможность отдыхающих собраться на одном краю.